Согласно преданию, деревня Шайтанка была основана беглым устюжским крестьянином Дорофеем Беляевым около 1620 года, однако документальных подтверждений этой версии не имеется. До появления русских поселенцев эту местность населяли ханты, манси и татары. В первой половине XVII века здесь находилась Аятская ясачная волость, прекратившая свое существование после башкирского восстания 1662–64 годов. В 1670 году были основаны Аятская слобода и деревня Черемисская. Вероятно, вскоре после этого была основана и Шайтанка. Переписью Поскочина в 1680 году в деревне отмечено четыре двора. Трое хозяев (Шестаков, Котельников, Ботов) пришли «в Сибирь» в 1670, 1673 и 1674 годах, все они обнаруживаются в первой переписи Аятской слободы 1674 года. Еще один (Свалов) переселился в 1677 году. В том же 1680 году разгорелся спор из-за земель, распаханными крестьянами деревни Шайтанской, которые крестьяне Липовской деревни соседней Мурзинской слободы считали своими. Приказчик Мурзинской слободы и около 50 крестьян с пищалями и луками совершили набег на поля аятских крестьян, захватили их «в плен», сломали сохи и отняли одежду. В 1703 году крестьяне Аятской слободы, включая Шайтанку, приписаны к заводам Демидова. Освобождены от заводских работ они были только в 1814 году. Деревня постепенно разрасталась: в 1704 году в ней было 17 дворов, в 1710 – 15, в 1717 – 24, в 1721 – 27, в 1727 – 31. В 1724 году через Шайтанку прошел Верхотурский тракт от Екатеринбурга до Невьянского монастыря, где он соединился с существовавшей дорогой Верхотурье - Ирбит. В сентябре 1762 года жители Шайтанки вместе с остальными приписными крестьянами Аятской слободы самовольно покинули заводские работы. В октябре в слободу для поимки виновных был послан ундершихтмейстер Н. Заруцкий с двумя солдатами и несколькими мастеровыми с Ревдинского завода. Его встретили около 200 крестьян с ружьями, копьями и дубинами, и вынудили вернуться обратно в Екатеринбург ни с чем. В декабре для следствия и проведения переписи населения в слободу прибыл гиттенфелвальтер А. Княгинин с «командою». Его встретили уже 300 крестьян, и он также уехал, «опасаясь смутного убивства или напрасного истязания». Переписать жителей ему удалось только в феврале 1763 года. Волнения прекратились с прибытием в июле 1763 года на Невьянский завод князя А. А. Вяземского с двумя эскадронами драгун и гренадер. Из Аятской слободы один человек был сослан, а 13 биты кнутом. В 1797 году минералогом А. В. Раздеришиным было найдено месторождение шайтанского переливта (отдельные находки были и ранее), а в 1799 году открыт прииск. Обрабатывали камень на Екатеринбургской гранильной фабрике. До 1800 года были основаны выселки из Шайтанки Галанина и Медвежка. В 1810 году братья Федор и Афанасий Кузнецовы нашли турмалины в дресве гранита. В 1815 году для добычи турмалинов в 10 км от Шайтанки открылись копи Мора, которые, впрочем, уже в 1831 году были заброшены. В 1864–65 годах на средства Степана Андреева Гарахова и пожертвования других лиц в Шайтанке был построен деревянный однопрестольный храм во имя Пророка Илии. Шайтанский приход выделен из черемисского, в него также вошли Галанина и Медвежка. В 1867 году к храму было сделано крыльцо с западной стороны. В 1876 году храм был украшен внутристенною живописью. В память об избавлении от эпидемии с 1871 года в Шайтанке ежегодно 18 августа проходил крестный ход на воду и вокруг селения. В 1881 году крестьянин Шайтанки Николай Иванов Зобнин нашел в расщелине Адуйского камня клад, датируемый I тысячелетием до н.э.: «1. Медного в 35 см высотой антропоморфного идола, соединяющего в себе элементы человека и дерева, с двумя короткими руками, оканчивающимися тремя пальцами, с обозначенным лицом, с волосами в виде древесной кроны и с поперечными кольцами из пяти параллельных валиков на туловище; ноги у идола отсутствовали; нижний конец его был утолщен; на левой стороне на туловище (на стволе) имеется изображение ползущего вверх имеется изображение ползущего вверх зверя; задняя поверхность фигуры гладкая и прямая. 2. Птицевидное изображение из меди длиной 7.4 см с крыльями в виде ласт и с раздвоенным хвостом (одно крыло обломано). 3. Три обломка от шлифованного шара из зеленого камня с высверленным отверстием диаметром около 8 см». В 1887 году эти вещи были представлены на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке горным инженером П. В. Калугиным и впоследствии переданы им в музей УОЛЕ (сейчас Свердловский областной краеведческий музей). В 1884 году в Шайтанке было 2 водяных и одна ветряная мельница, 5 кузниц, еще одна кузница была в Галаниной. В 1885 году при Пророко-Ильинской церкви открыта церковно-приходская школа. В начале XX века в селе было четыре лавки: Ефима Александровича, Льва Васильевича, Михаила Яковлевича и Нестора Мироновича Зобниных. Близ Шайтанки находились две водяных мельницы Николая Ивановича Зобнина, приобретенные им около 1891 года у разорившегося екатеринбургского купца Грачева: одна в Таганском лесу у Шайтан-камня, вторая в деревне Галаниной, до обеих был проведен телефон. Зимой 1906/07 года жителями Шайтанки Василием и Никанором Николаевичами Зобниными, Игнатием Николаевичем Калаповым, Григорием Сидоровичем Клочковым и Григорием Петровичем Кузнецовым была основана Пророко-Ильинская кустарно-промысловая артель. Они получили кредит от земства, построили мастерскую и стали изготовлять веялки и молотилки, а также производить ремонт старых машин. В 1909 году веялка артели участвовала в Казанской выставке мелкой промышленности и образования.В 1926 году в состав Шайтанского сельсовета входили: село Шайтанское (343 двора), деревни Адуй (34), Галанина (67), Медвежка (31), мельница №1 Режевского РИКа (б. Зобнина, 2 двора) и Семьянский кордон (2 двора). 5 февраля 1941 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Шайтанское переименовано в село Октябрьское, Шайтанский сельсовет – в Октябрьский сельсовет.
Публикации Коновалова Юрия Витальевича Предыстория и ранняя история села Черемисского (Режевской район Свердловской области) | |||||||||||
| |||||||||||
Просмотров: 2181 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | |
| |