Сельские библиотеки

Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система»


История села Шайтанка (Октябрьского) со дня образования по 1941 год

     Согласно преданию, деревня Шайтанка была основана беглым устюжским крестьянином Дорофеем Беляевым около 1620 года, однако документальных подтверждений этой версии не имеется. До появления русских поселенцев эту местность населяли ханты, манси и татары. В первой половине XVII века здесь находилась Аятская ясачная волость, прекратившая свое существование после башкирского восстания 1662–64 годов.

    В 1670 году были основаны Аятская слобода и деревня Черемисская. Вероятно, вскоре после этого была основана и Шайтанка. Переписью Поскочина в 1680 году в деревне отмечено четыре двора. Трое хозяев (Шестаков, Котельников, Ботов) пришли «в Сибирь» в 1670, 1673 и 1674 годах, все они обнаруживаются в первой переписи Аятской слободы 1674 года. Еще один (Свалов) переселился в 1677 году.

    В том же 1680 году разгорелся спор из-за земель, распаханными крестьянами деревни Шайтанской, которые крестьяне Липовской деревни соседней Мурзинской слободы считали своими. Приказчик Мурзинской слободы и около 50 крестьян с пищалями и луками совершили набег на поля аятских крестьян, захватили их «в плен», сломали сохи и отняли одежду.

    В 1703 году крестьяне Аятской слободы, включая Шайтанку, приписаны к заводам Демидова. Освобождены от заводских работ они были только в 1814 году.

      Деревня постепенно разрасталась: в 1704 году в ней было 17 дворов, в 1710 – 15, в 1717 – 24, в 1721 – 27, в 1727 – 31.

     В 1724 году через Шайтанку прошел Верхотурский тракт от Екатеринбурга до Невьянского монастыря, где он соединился с существовавшей дорогой Верхотурье - Ирбит.

    В сентябре 1762 года жители Шайтанки вместе с остальными приписными крестьянами Аятской слободы самовольно покинули заводские работы. В октябре в слободу для поимки виновных был послан ундершихтмейстер Н. Заруцкий с двумя солдатами и несколькими мастеровыми с Ревдинского завода. Его встретили около 200 крестьян с ружьями, копьями и дубинами, и вынудили вернуться обратно в Екатеринбург ни с чем. В декабре для следствия и проведения переписи населения в слободу прибыл гиттенфелвальтер А. Княгинин с «командою». Его встретили уже 300 крестьян, и он также уехал, «опасаясь смутного убивства или напрасного истязания». Переписать жителей ему удалось только в феврале 1763 года. Волнения прекратились с прибытием в июле 1763 года на Невьянский завод князя А. А. Вяземского с двумя эскадронами драгун и гренадер. Из Аятской слободы один человек был сослан, а 13 биты кнутом.

    В 1797 году минералогом А. В. Раздеришиным было найдено месторождение шайтанского переливта (отдельные находки были и ранее), а в 1799 году открыт прииск. Обрабатывали камень на Екатеринбургской гранильной фабрике.

    До 1800 года были основаны выселки из Шайтанки Галанина и Медвежка.

   В 1810 году братья Федор и Афанасий Кузнецовы нашли турмалины в дресве гранита. В 1815 году для добычи турмалинов в 10 км от Шайтанки открылись копи Мора, которые, впрочем, уже в 1831 году были заброшены.

  В 1864–65 годах на средства Степана Андреева Гарахова и пожертвования других лиц в Шайтанке был построен деревянный однопрестольный храм во имя Пророка Илии. Шайтанский приход выделен из черемисского, в него также вошли Галанина и Медвежка. В 1867 году к храму было сделано крыльцо с западной стороны. В 1876 году храм был украшен внутристенною живописью. В память об избавлении от эпидемии с 1871 года в Шайтанке ежегодно 18 августа проходил крестный ход на воду и вокруг селения.

  В 1881 году крестьянин Шайтанки Николай Иванов Зобнин нашел в расщелине Адуйского камня клад, датируемый I тысячелетием до н.э.: «1. Медного в 35 см высотой антропоморфного идола, соединяющего в себе элементы человека и дерева, с двумя короткими руками, оканчивающимися тремя пальцами, с обозначенным лицом, с волосами в виде древесной кроны и с поперечными кольцами из пяти параллельных валиков на туловище; ноги у идола отсутствовали; нижний конец его был утолщен; на левой стороне на туловище (на стволе) имеется изображение ползущего вверх имеется изображение ползущего вверх зверя; задняя поверхность фигуры гладкая и прямая. 2. Птицевидное изображение из меди длиной 7.4 см с крыльями в виде ласт и с раздвоенным хвостом (одно крыло обломано). 3. Три обломка от шлифованного шара из зеленого камня с высверленным отверстием диаметром около 8 см». В 1887 году эти вещи были представлены на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке горным инженером П. В. Калугиным и впоследствии переданы им в музей УОЛЕ (сейчас Свердловский областной краеведческий музей).

   В 1884 году в Шайтанке было 2 водяных и одна ветряная мельница, 5 кузниц, еще одна кузница была в Галаниной.

    В 1885 году при Пророко-Ильинской церкви открыта церковно-приходская школа.

   В начале XX века в селе было четыре лавки: Ефима Александровича, Льва Васильевича, Михаила Яковлевича и Нестора Мироновича Зобниных. Близ Шайтанки находились две водяных мельницы Николая Ивановича Зобнина, приобретенные им около 1891 года у разорившегося екатеринбургского купца Грачева: одна в Таганском лесу у Шайтан-камня, вторая в деревне Галаниной, до обеих был проведен телефон.

  Зимой 1906/07 года жителями Шайтанки Василием и Никанором Николаевичами Зобниными, Игнатием Николаевичем Калаповым, Григорием Сидоровичем Клочковым и Григорием Петровичем Кузнецовым была основана Пророко-Ильинская кустарно-промысловая артель. Они получили кредит от земства, построили мастерскую и стали изготовлять веялки и молотилки, а также производить ремонт старых машин. В 1909 году веялка артели участвовала в Казанской выставке мелкой промышленности и образования.В 1926 году в состав Шайтанского сельсовета входили: село Шайтанское (343 двора), деревни Адуй (34), Галанина (67), Медвежка (31), мельница №1 Режевского РИКа (б. Зобнина, 2 двора) и Семьянский кордон (2 двора).

   5 февраля 1941 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Шайтанское переименовано в село Октябрьское, Шайтанский сельсовет – в Октябрьский сельсовет.

Пророко-Ильинская артель,1907г.

учащиеся церк-прих школы,

примерно 1910г.

церковь в центре с.Октябрьского,50-е Шайтанский агат-переливт
Идол - находка Зобнина

Публикации Коновалова Юрия Витальевича  Предыстория и ранняя история села Черемисского (Режевской район Свердловской области)

Категория: с.Октябрьское | Добавил: Hranitel (23.12.2015)
Просмотров: 2181 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 elmak64 • 09:48, 08.05.2019
11 октября 1887 года в с. Шайтанка родился мой прадед Макурин Александр Венедиктович и 12 апреля 1892 года моя прабабка Макурина Анфиза Панфиловна.
avatar
0
2 shitavu • 16:42, 18.07.2019
Здравствуйте! Мои прадеды родом из села Шайтанка (Ширяевы, Зобнины,  Белоусовы) Я занимаюсь родословной своей семьи. Фото почти не сохранилось (был пожар, только 3 фото) Я хотела бы узнать можно ли у вас найти какие-то материалы? Например, известно ли вам, кто изображен на фото - учащиеся церковно-приходской школы? Могу поделиться своими материалами.
avatar
0
3 elmak64 • 00:22, 22.07.2019
Здравствуйте! Я тоже хотела бы знать историю своей семьи, но кроме дат рождения своих прадедов информации больше нет никакой... Изучала перепись населения тех лет, но мало что это мне дало. Фотографий никаких не осталось, да и спросить уже не у кого. На фото вряд ли кто-то из моих прадедов (судя по их годам рождения). Может остались церковные архивы, но это нужно туда ехать.
avatar