Сельские библиотеки

Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система»


Из истории церкви села Клевакинское.

     2 июля 2008 года верующие села Клевакинское отметили 135-летие со дня освящения сельского храма . Церковь была заложена в 1865 году, а освящена во имя мучеников Флора и Лавра в 1873 году. Богослужения в храме проводились до 1938 года.

Как и многие другие закрывшиеся храмы, Флоро-Лаврскую церковь постигла печальная участь: без должного ухода и присмотра здание со временем начало разрушаться. В настоящее время в селе создана община, для проведения богослужений обустроена молитвенная комната. Духовно окормляет сельский приход настоятель Петро-Павловского храма села Арамашка священник Кирилл Любомудров.

Решается вопрос о восстановлении полуразрушенного храма. Здание уже обнесли забором, проведен субботник по расчистке помещения, в котором приняли участие многие жители села.

   По материалам  газеты «Екатеринбургские епархиальные ведомости» от 23сентября 1912 года, №39

       Село Клевакинское до открытия самостоятельного прихода именовалась деревнею Клевакиной и находилось в составе Глинского прихода. Существующий храм построен в 1865-1873 годах и два года тому назад капитально отремонтирован, при чем купол храма был перестроен, все стены внутри окрашены живописью и художественными орнаментами и обновлен иконостас. На весь ремонт употреблено около 11 тысяч рублей, из которых 1800 рублей было церковных, 4000 рублей попечительских, а остальная сумма была собрана с платежных душ прихожан, обложивших себя подушным налогом на это благое дело.

   В настоящее время храм настолько благоустроен, что является одним из лучших в благочинии.

Прихожан числится 2915 душ.  Религиозно-нравственное состояние их находится на невысокой степени.  Долг св. Причастия и Исповеди они исполняют усердно. Так, в текущем году не бывших у Исповеди и св. Причастия значится всего 126 человек и из них большая часть по причине отлучки на дальних отхожих промыслах. Но это усердие является, к сожалению, лишь формальным исполнением долга и не сопровождается соответствующим исправлением в нравственном отношении. Пороки не уменьшаются. Особенно сильно развито между ними пьянство, для борьбы с которым местным настоятелем, с благословления Его Преосвященства, в марте месяце 1912 года открыто общество трезвости. Членов общества пока числится 50 человек, но местный пастырь надеется, что это число осенью текущего года, когда окончатся полевые работы и начнутся внебогослужебные беседы и собрания обществ, значительно увеличится.

К храму Божьему прихожане усердны. К Богослужениям в воскресные и праздничные дни всегда, а особенно в зимнее время ходят полностью; но знакомство прихожан с истинами христианской веры весьма незначительное. Тоже можно сказать и про знание ими молитв и исповедей Божьих. В этом отношении не составляют исключения даже кончившие курсы в школах. Большинство из них забывают приобретенные познания и мало чем отличаются от неграмотных. Только некоторые, богобоязненные, стараются удержать в себе школьные знания путем чтения соответствующих книг из церковной библиотеки. Но число таковых прихожан очень незначительное. Не более ста человек из всего прихода. В остальном грамотном населении замечается полное отсутствие всякого интереса к библиотеке и чтению книг вообще.

Школ в приходе три. Одна церковно-приходская (35 учащихся) и одна земская (55учащихся) в самом селе и одна земская же в деревне Каменка (42учащихся).

Церковно-приходская школа, существовавшая в течение чуть ли не 35 лет, в настоящее время переживает весьма тревожный момент. Прихожане уже постановили приговор о закрытии её по той, якобы, причине, что не имеют средств на её отопление и содержание сторожа при ней, а главным же образом потому, что по их соображениям эта школа является лишнею с постройкой в селе земской школы, помещающейся в большом и хорошем здании, и не требующей будто бы никаких расходов с их стороны.

В подобной логике сказывается темнота населения, а отнюдь не антипатия к церковной школе. Одно простое сопоставление цифры учащихся с общим количеством населения уже говорит о том, что сокращать количество школ в приходе более чем недальновидно. Теперь половина детей остается без школьного обучения и благодаря только этому печальному обстоятельству школы остаются не переполненными. А что же будет тогда, когда население поймет, наконец пользу грамоты? Не окажется ли тогда и трёх школ мало? Надеяться на то, что это случится ещё не скоро, не приходится. Поэтому то местному священнику необходимо напрячь все свои силы к тому, чтобы удержать своих прихожан от того решительного шага, на который они теперь по своей темноте способны и постараться сохранить школу в приходе. Отношение школы и содержание сторожа, при настоящих условиях жизни в селе, представляют настолько незначительный расход, что ссылки на его обременительность не могут считаться серьёзными.

Прибыв в село Клевакинское, Его Преосвященство в местном храме совершил всенощное бдение. О предстоящем служении Архипастыря приход, видимо, был не осведомлен, и поэтому народу присутствовало не особенно много.

После всенощной Его Преосвященство прошел в дом настоятеля, где и остался для ночлега, так как времени было уже около 10 часов вечера.

Ознакомившись с тем положением, в каком оказалась церковно-приходская школа после открытия в селе земского училища, Владыка предложил настоятелю убеждать прихожан не закрывать этой школы.

В селе Клевакинском Владыка был встречен наблюдателем церковно-приходской школы Екатеринбургского уезда протоиереем Ал. Катагощиным, получившим благословление сопровождать Его Преосвященство в дальнейшем следовании по уезду.

 

   Из «Справочной книги Екатеринбургской епархии»

    Село Клевакинское. Флоро-Лаврская, каменная, построена в 1873 году, однопрестольная, от консист. в 100 верстах, от железнодорожной станции в 70 верстах; 1 священник и 1 псал.; прихожан 718 м. и 754 ж. пола. Деревня Гурина в 2-х верстах, жит. 143 м. и 171 ж. пола и деревня Каменка в 6 верстах, жителей 589м. и 597 м. пола. Содержание: жалование от прихожан 192 руб., доход 905 рублей 32 копейки, взамен пах. земли, кроме хлебн. сбор., причт. получ.231 руб. Наличный состав причта: священник Николай Иоаннович Горский, 24 лет, Пермск. семин., с 1913 года. Дъякон Николай Димитриевич Пузырев, 35 лет, уволен из 2 курса Тобольской семинарии, с 1896 года. В деревне Каменка деревянная часовня. Почтовый адрес: Режевской завод, село Клевакинское, Ленёвской волости.

Категория: с.Клевакино | Добавил: Hranitel (02.11.2016)
Просмотров: 977 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar